2024-2025 учебный год
График консультаций 2024-2025 учебный год
2. Особенности проведения ГИА от 09.02.2024
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9)
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах (обучающиеся), в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, для обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, для обучающихся в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (загранучреждения), для экстернов;
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием КИМ — для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для экстернов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, для экстернов — детей-инвалидов и инвалидов;
- в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), с использованием экзаменационных материалов, разработанных ОИВ, — для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА-9 на добровольной основе.
ГИА-9 проводится как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Для участия в ГИА-9 необходимо подать в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов до 1 марта (включительно).
Какие изменения внесены в контрольные измерительные материалы ОГЭ этого года?
С демонстрационными вариантами и спецификациями КИМ ОГЭ, а также подробной информацией об изменениях в КИМ ОГЭ в сравнении с прошлым учебным годом можно ознакомиться на сайте ФГБНУ «ФИПИ».
Проект расписания ОГЭ – 2025
Расписание досрочного периода ОГЭ в 2025 году
- 22 апреля: математика;
- 25 апреля: русский язык;
- 29 апреля: химия, обществознание, литература, информатика и ИКТ;
- 6 мая: физика, биология, география, история, иностранные языки.
Резервные дни досрочного периода ОГЭ:
- 12 мая: математика;
- 13 мая: химия, информатика, обществознание, литература;
- 14 мая: физика, биология, география, история, иностранные языки;
- 15 мая: русский язык;
- 17 мая: все предметы.
Даты основного периода ОГЭ 2025
- 21 и 22 мая: иностранные языки;
- 26 мая: биология, обществознание, химия, информатика и ИКТ;
- 29 мая: химия, физика, история, география;
- 3 июня: математика;
- 6 июня: информатика и ИКТ, география, обществознание;
- 9 июня: русский язык;
- 16 июня: физика, литература, информатика и ИКТ, биология.
Резервные дни (для основного периода ОГЭ):
- 26 июня: русский язык;
- 27 и 28 июня: все предметы, за исключением русского и математики;
- 30 июня: математика;
- 1 и 2 июля: все предметы.
Дополнительный период ОГЭ 2025
- 2 сентября: математика;
- 5 сентября: русский язык;
- 9 сентября: физика, биология, география, история;
- 12 сентября: химия, обществознание, информатика и ИКТ, иностранные языки, литература.
Резервные дни дополнительного периода ОГЭ:
- 17 сентября: русский язык
- 18 сентября: математика
- 19 и 22 сентября: все предметы, за исключением русского и математики
- 23 сентября: все предметы
Итоговое собеседование по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку проводится для обучающихся, экстернов во вторую среду февраля по текстам, темам и заданиям, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Дополнительные сроки – во вторую рабочую среду марта, первый рабочий понедельник мая.
Заявления для участия в итоговом собеседовании по русскому языку подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования:
- обучающимися образовательных организаций – в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы основного общего образования;
- экстернами – в образовательную организацию по выбору экстерна.
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях.
Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» по итоговому собеседованию является одним из обязательных условий допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта, первый рабочий понедельник мая) обучающиеся, экстерны:
- получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат «незачет»;
- не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку
- по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- не завершившие итоговое собеседование по русскому языку
- по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Памятка о порядке проведения итогового собеседования
в 2025 году
(для ознакомления участников ГИА/родителей (законных представителей))
Итоговое собеседование проводится для обучающихся 9 классов как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2024/25 УЧЕБНОМ ГОДУ
Основной срок |
12 февраля 2025 года |
Дополнительные сроки |
12 марта и 21 aпреля 2025 года |
Заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку подаются в образовательные организации по месту обучения не позднее, чем за две недели до начала его проведения.
Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях по месту обучения участников.
Во время итогового собеседования участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, письменные заметки, справочные материалы и иные средства хранения и передачи информации.
При несоблюдении этого требования участник удаляется с собеседования, составляется «Акт об удалении участника ИС-9».
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:
- чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Итоговое собеседование оценивается по системе «зачет»/«незачет». Минимальное количество баллов для получения зачета – 10; максимально возможное количество баллов – 20.
Продолжительность итогового собеседования для каждого участника в среднем 15 - 16 минут, а для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов продолжительность проведения собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования и др.)
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование участники вправе его пересдать в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году:
- получившие неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся по уважительным причинам (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие по уважительным причинам (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденным документально;
- удаленные с итогового собеседования.
Итоговое собеседование начинается в 09.00.
Обучающиеся поочередно приглашаются в аудиторию проведения.
В аудитории проведения участнику необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность.
В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения присутствуют:
- один участник итогового собеседования;
- экзаменатор-собеседник;
- эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (если определена модель проверки во время ответа участника);
- технический специалист (при необходимости)
В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы. Эксперт оценивает выполнение заданий по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Во время проведения итогового собеседования ведется потоковая аудиозапись.
Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, класс, номер варианта. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
Эксперт оценивает ответ участника непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником либо по аудиозаписи.
Ознакомление с результатами итогового собеседования по русскому языку осуществляется по месту подачи заявления на участие в итоговом собеседовании.
Действие результата итогового собеседования как допуска к ГИА – бессрочно.
Участники ГИА-9 с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды
УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды принимают участие в итоговом собеседовании по русскому языку.
! Итоговое собеседование по русскому языку как обязательное условие допуска к ГИА-9 проводится для всех обучающихся IX классов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в итоговом собеседовании предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:
- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования, учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже);
- наличие специальных кресел и других приспособлений);
- увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;
При наличии соответствующих рекомендаций ПМПК может быть организована отдельная аудитория проведения итогового собеседования.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в месте проведения итогового собеседования, занять рабочее место, прочитать задание;
- использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.
Для слабослышащих участников итогового собеседования: оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования: привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.
Для слепых участников итогового собеседования: оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
Для слабовидящих участников итогового собеседования: копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере; обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).
Для участников с расстройствами аутистического спектра: привлечение в качестве собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком.
Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата: при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
ОИВ самостоятельно определяют категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования. Указанным участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения. ОИВ определяет минимальное количество баллов для указанной выше категории участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата «зачет», отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования. В этих целях ОИВ разрабатывают соответствующую шкалу (шкалы) оценивания заданий итогового собеседования, применимую(-мые) для названной категории участников итогового собеседования. Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым ответы данного участника итогового собеседования могут быть оценены, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
УЧАСТИЕ В ГИА-9
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме.
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА-9 – детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию может проводиться только по обязательным учебным предметам: русскому языку и математике.
! Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды имеют право выбора сдачи либо двух обязательных учебных предмета, либо четырех учебных предметов (два обязательных учебных предмета и два учебных предмета по выбору).
ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ГИА-9
Участники ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-9 предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники ГИА-9 – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии для проведения экзамена в специальных условиях.
В заявлении указанные участники ГИА-9 указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА-9
Для участников ГИА-9 с ОВЗ, участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Для участников ГИА-9 с ОВЗ, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения ГИА-9:
- проведение ГИА-9 в форме ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
- беспрепятственный доступ участников ГИА-9 в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);
- увеличение продолжительности итогового собеседования, продолжительности выполнения заданий КИМ ОГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участниками ОГЭ устных ответов, — на 30 минут;
- увеличение продолжительности экзаменов по учебным предметам — на 1,5 часа;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.
Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА-9 — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, и оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место, прочитать задания, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в бланки, в том числе дополнительные бланки;
- использование на ГИА-9 необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-9);
- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-9);
- оформление КИМ рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-9);
- копирование в увеличенном размере экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии члена ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА-9);
- выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.